English version of the article
Моровое поветрие расползается по планете, а мы продолжаем сидеть дома. Общественное — кинопоказы, концерты, выставки — больше не важно и даже сомнительно с точки зрения безопасности, тогда как актуальность личного, персонального только повышается.
Поэтому сегодня на обзоре у меня представитель редкого вида хороших закрытых наушников, Kennerton Gjallarhorn JM Edition.
Картинки кликабельны.
Если вы не знакомы с компанией Kennerton, я рекомендую сначала прочитать вот это интервью.
К открытым наушникам часто и закономерно предъявляется простая претензия: они открытые. Вы слушаете музыку — музыку слушают все, находящиеся с вами в одной комнате, а то и в одной квартире. Gjallarhorn же, закрытые, и этого недостатка не имеют. Более того, это не просто хорошие закрытые наушники, а наушники уникальные, поскольку для данной модели реализованы чашки рупорной конструкции, а также динамики с графеновыми мембранами.
Рупорная схема в акустике применяется, напомню, для повышения звукового давления, повышения динамики, а также для понижения требовательности динамика к мощности усиления. И если для «больших» акустических систем рупоры используются с самого момента появления этих систем (вспомните граммофоны), то в наушниках данная технология практически не применяется.
JM Edition
После выхода наушников на рынок один из пользователей head-fi.org John Massaria собственноручно произвел модификацию данной модели — он приклеил на внутреннюю поверхность рупора «плюшки», кругляшки из войлока, а также полностью закрыл по одному фазоинверторному отверстию на каждой из чашек. Подробно это изложено им самим здесь. Результат Джону понравился, Джон связался с производителем и рассказал о своей находке. Kennerton, в свою очередь, повторили эксперимент, по достоинству оценили результат и решили выпускать вот такую модифицированную версию Gjallarhorn с приставкой JM Edition (далее — Gjallarhorn JME).
Вот как выглядит внутренность чашки Gjallarhorn JM Edition:
Как это повлияло на звук наушников, я расскажу ниже. Но, забегая вперед: повлияло, и достаточно радикально.
Дизайн и сборка
На дизайне и эстетической составляющей я обычно не останавливаюсь, поскольку оценка эта характеризует не сам предмет обзора, но этетическое чувство автора обзора, его личные предпочтения. Тут, однако ж, изменю себе: с моей точки зрения, Gjallarhorn JME – самые красивые и эстетически выверенные наушники Kennerton.
Деревянные лакированные чашки облагорожены кожаными вставками, с внешней стороны каждого наушника по центру размещена металлическая пластинка с гравировкой «Kennerton Audio Equipment» по краю. В центре — стилизованная надпись «Kennerton» и эмблема компании в виде летучей мыши. По бокам чашки имеются 2 задемпфированных плотной войлочной тканью отверстия фазоинвертора.
Как и в других моделях Kennerton линейки 2020 года, всё сделано аккуратно и точно подогнано. С культурой производства – полный порядок. Конструктивно Gjallarhorn JME выполнены на том же высоком уровне, что и, например, Wodan: мягкое самонастраивающееся оголовье, металлическая рама, обеспечивающая прижим ровно требуемой силы, тонкие деревянные чашки с кожаными амбушюрами.
Амбушюры толстые, но не слишком мягкие. Возможность разворота чашек вокруг вертикальной оси отсутствует, а амбушюры имеют одинаковую толщину по всему периметру. Отмечу, что звук наушников (и в особенности бас) довольно сильно зависит от того, насколько плотно амбушюры прилегают к ушам пользователя. Поэтому потратьте некоторое время чтобы подобрать правильное положение наушников на ушах, так сказать, а также правильный угол наклона чашки, чтобы получить «настоящий», задуманный производителем звук Gjallarhorn JME.
Вес наушников составляет 406 г. С точки зрения эргономики Gjallarhorn JME получились очень удачной моделью. В наушниках можно запросто просидеть целый день без каких-либо проблем. Звук из наушников практически не проникает в окружающую среду во время прослушивания, а вот окружающие звуки (с точки позиции пользователя) приглушаются очень несильно, на уровне полуоткрытых моделей. Опять же, звукоизоляция, как и нагрев ушей, сильно зависит от посадки наушников на голове. При комнатной температуре в 23,5 градуса цельсия моим ушам начинало становить жарко только после 3-4 часов непрерывного прослушивания.
Кабель – двухметровый, черный, в тканевой оплетке. Для подключения кабеля к наушникам используются разъёмы 3,5 мм. Чашки наушников полностью симметричны (хотя левый и правый наушник явно маркированы), разъёмы для подключения коннекторов расположены ровно посередине под чашками и ориентированы вертикально вниз. Однако за счет очень небольшой длины коннекторов последние не касаются одежды с высоким воротником и дискомфорта при использовании не доставляют.
Наушники выглядят и ощущаются надежными, их можно буквально стаскивать с головы и с размаху класть на стол, не боясь повредить их каким-либо образом.
Поставляются Gjallarhorn JME в таком же кейсе, что и Wodan; за подробностями можно обратиться к соответствующему обзору.
Паспортные характеристики и необходимый источник
- Акустическое оформление: закрытые.
- Тип драйверов: динамические.
- Импеданс: 33 Ом.
- Чувствительность: 116 дБ.
Из вышеприведенных цифр становится понятно, что наушники должны с легкостью «раскачиваться» от практически любого портативного, и уж тем более любого стационарного источника. RME ADI-2 DAC fs позволяет Gjallarhorn JME играть достаточно громко уже на отметке -35 dBr в режиме Lo-Power.
Впечатления от прослушивания
По рекомендации производителя перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении почти 120 часов. Время прослушивания составило около 70 часов в сумме.
Напомню, что говорим мы о закрытых наушниках, то есть инженерам Kennerton пришлось решать существенно более сложные задачи в разрезе тюнинга звука, нежели в случае с открытыми моделями. Обычные проблемы закрытых моделей – бубнящий приподнятый бас и отсутствие ощущения ширины и глубины сцены.
Тем страннее и радостнее для меня было отметить с первых же минут прослушивания, что Gjallarhorn JME прекрасно строят сцену, а также не имеют никаких проблем с воспроизведением низкочастотной составляющей музыки.
Сцена неожиданно широкая вообще и особенно для закрытой модели. Инструменты точно позиционируются слева направо, в горизонтальной плоскости. Ощущение расстояния до инструмента или голоса в глубину передается, напротив, неотчетливо – источники будто находятся либо совсем близко, либо совсем далеко от слушателя. Тем не менее, все трёхмерные стереоэффекты звучат очень впечатляюще, достаточно обратиться к таким трекам, как «Window» HVOB, «Becoming Insane» Infected Mushroom или «Shrine» Jeff Beck.
Бас, прекрасный собранный быстрый бас, без какой-либо размазанности или замыленности. Как по мне, этот диапазон отыгрывается точнее и вообще как-то правильнее, чем в тех же Wodan. И это с учетом открытости Wodan и закрытости Gjallarhorn JME. «Dulcet» Clubroot — бас и саббас не давят на уши и не теряют текстуры. «Grannos» Eluveitie — барабаны звучат разборчиво даже с учетом высокого темпа трека. А в «Catvrix» тех же Eluveitie саббас в начале трека и на 1:47 отлично слышен, но подается комфортно, без неприятного давления на уши.
Замечу, что на аудиофильских форумах бытует мнение, что в обычных Gjallarhorn бас подается избыточно массивно; по измерениям, о которых ниже, это также видно. Бас же Gjallarhorn JM Edition я не могу назвать ни акцентированным, ни выделенным. С учетом тюнинга других частот бас подается совершенно органично и в ровно нужном количестве. По моим субъективным ощущениям, в Wodan бас акцентирован в заметно большей степени.
Короче, бас, особенно для закрытых наушников, подается просто отлично.
Верхнечастотный диапазон. Практически идеальный в области нижней и средней середины верхних частот. Именно за счет органичной настройки высоких Gjallarhorn JME так феноменально хорошо строят виртуальную сцену. Наушники совершенно не пытаются как-то скрадывать или редуцировать данный диапазон, но наоборот подают его совершенно полноценно, не боясь расстроить слушателя звучанием плохо записанных треков.
В верхней части высоких частот имеется пик, дающий на некоторой части музыкального материала неприятный скрипящий призвук; звучание теряет «гладкость» и неприятно режет слух. Например, Чайковский, Славянский марш, первая часть (Adagio con brio) в исполнении Караяна – из-за большого динамического диапазона на действительно громких фрагментах произведения (например, 4:08) появляется непонятный скрежет. Или «Love» Cellar Darling — очень неприятный искристый/зудящий призвук на вокальных партиях (0:26-0:36). Призвук этот есть в самом треке, но «выпячивается» еще больше за счет неровной АЧХ в самой верхней части частотного спектра.
Средние частоты. Именно на этой части частотного диапазона я вынужден сосредоточить свою критику. Средние частоты подаются очень и очень неровно: высокие человеческие голоса и аналогичные по частоте звуки подаются как бы издалека. А от звука скрипок, виолончелей, альтовых саксофонов будто «отрезана» их низкочастотная составляющая. Примеры находятся очень просто: «Inside» Avantasia – голосу солиста просто не хватает объёма и полноты, «Medicine Man» Dorothy — редуцирована реверберация голоса, «The Burden Is Mine… Alone» Green Carnation — практически не слышна реверберация и эхо от гитарных переборов.
Отмечу, что неровности АЧХ явственно и/или некомфортно воспринимаются на слух далеко не на любой музыке. Если не иметь представления о «правильном» звучании какого-либо трека, не иметь опыта его прослушивания на более «ровных» наушниках, то в большинстве случаев манеру подачи Gjallarhorn можно воспринять именно как «манеру подачи», а не «искажения звука». А можно и вообще не услышать или не придать значения. Например, «Evocation II» Eluveite слушается прекрасно целиком и полностью, хотя среднечастотный диапазон там «задействован» в существенной степени. То же можно сказать и о «Cold Gold» Larry Carlton & Robben Ford, где чуть приподнятый бас оказывается более чем уместным, «Distorted Angels» Archive, или даже «We Are Chaos» Marilyn Manson, которая с такой АЧХ звучит даже более эффектно.
Ну и, чтобы проверить себя, обращусь к измерениям.
Для начала давайте посмотрим на измерения (SPL) простых Gjallarhorn и Gjallarhorn JME. Измерения предоставлены производителем, коррекция не применялась.
Что можно сказать по этим графикам про Gjallarhorn JME:
- В диапазоне с 20-300 Гц разница составляет около 4 ДБ, низкочастотный диапазон Gjallarhorn JME существенно «придавлен».
- Провал на 450 Гц практически полностью компенсирован, он на 3 ДБ меньше.
- Имеется небольшой пик на 700 Гц.
- 7 кГц приподняты на 2 ДБ относительно стандартной модели.
- С 8 кГц график опущен на 2 ДБ относительно стандартной модели.
- Пик на 11 кГц есть, да.
Общий вывод, который можно сделать по данным графикам: Gjallarhorn JME звучит существенно ровнее по сравнению со стандартными Gjallarhorn.
Но как звук этих наушников соотносится со звуком других моделей?
Мне надоело сравнивать АЧХ всех подряд наушников с Sennheiser HD800, поэтому сегодня будем прикладывать измерения Gjallarhorn к измерениям Focal Utopia. К сожалению, измерений Gjallarhorn JME у RAA (пока?) нет, поэтому посмотрим на сравнение Focal Utopia и обычных Gjallarhorn.
Напомню, что настройка Focal Utopia очень близка к нейтральной.
Как всегда, по измерениям Reference Audio Analyzer.
Опустите диапазон 20-300 на 4 ДБ вниз, уберите провал на 450 Гц, опустите на 2 ДБ всё, что выше 8 кГц, оставьте пик на 11 кГц, и вы получите примерную АЧХ Gjallarhorn JME.
На что бы обратил внимание:
- Диапазоны 3000-9000 очень близки, при почти пятикратной разнице в стоимости наушников и открытом дизайне Utopia и закрытом дизайне Gjallarhorn. Форма АЧХ Gjallarhorn JME будет практически ровно такая же, только расположится чуть ниже.
- Диапазон 300-3000 неровный, имеет «провал» с минимумом около 2800 Гц. Провал на 450 Гц в Gjallarhorn JME компенсирован, напомню. Провал на 2800 Гц составляет около 6 ДБ (с учетом того, что сама Utopia там имеет провал на 2 ДБ). Именно этой «ямой» в среднечастотном диапазоне я склонен объяснять и неубедительное построение сцены в глубину, и своеобразную подачу звуков некоторых инструментов и голосов. Собственно, мои предложения с легкостью подтверждаются при помощи эквалайзера. Если данную область «приподнять», звучание сразу же становится существенно более полноценным, пространство сцены приобретает точно ощущаемую глубину, а звуки высокочастотного диапазона как бы придвигаются чуть ближе к слушателю.
- Пик на 11 кГц у Gjallarhorn JME будет еще чуть более выраженным.
Обращу внимание и на мысль, высказанную Kennerton в интервью о том, что из Gjallarhorn получатся отличные игровые наушники. Для игр несоревновательных жанров – безусловно да. А вот что касается всяческих онлайн-шутеров типа Escape from Takrov, Apex Legends, PUBG, то там как раз бОльшая часть аудиоинформации приходится на верхнюю часть среднечастотного диапазона, где имеется провал. И Gjallarhorn JME эту проблему не исправляет. Поэтому звуки шагов по некоторым материалам, выстрелов из некоторых видов вооружения мало того, что существенно приглушаются, но и расстояние до них передается наушниками плохо.
Что в итоге
В лице Gjallarhorn JME мы имеем редкого представителя класса вполне «аудиофильских» закрытых наушников. К их безусловным плюсам можно отнести высокий комфорт использования, отличное качество сборки и надежность, нетребовательность к мощности источника, приятную настройку низкочастотного и высокочастотного диапазонов, закрытость конструкции.
В минусы запишем неровно отыгрывающуюся середину.
Что приводит нас к обобщающей мысли, что это «ровные», но всё-таки несколько вкусовые наушники с АЧХ, которую, сильно упрощая, можно описать как тяготеющую к V-образности. Кому понравятся Gjallarhorn JME? Слушателям, которые либо приветствуют такой тюнинг в своем исходном виде, либо готовы скорректировать его эквалайзером. А исправить провал на 2800 Гц и задавить пик на 11 кГц при помощи того же ADI-2 DAC очень несложно.
Что касается лично меня, то между, например, Wodan и Gjallarhorn JME я бы выбрал именно Gjallarhorn JME из-за существенно менее поджатого верхнечастотного диапазона и более «правильного» баса, несмотря на неровности в середине АЧХ. И если сводить музыку при помощи Gjallarhorn JME может и не получится, то просто слушать её и получать удовольствие – запросто.
P.S. Как выяснилось в процессе написания обзора, на Gjallarhorn прекрасно налезают амбушюры от наушников iBasso SR-1. Они (амбушюры) сделаны из другого материала, имеют заметный скос (то есть динамик располагается к уху ближе и развернут под углом), а дополнительные амбушюры PT1 щедро перфорированы. За счет этого звук Gjallarhorn меняется и очень значительно. Как только закончу эксперименты с этими амбушюрами – обязательно дополню статью.
Автор: Игорь Бойцов
Блог Игоря Бойцова